суббота, 11 февраля 2012 г.

Начинаем читать

Учить Тёму читать слоги и слова я начала ещё до того, как он усвоил все буквы. Часть-то букв знает, вот из них слова и составляли.
Интересной для нас оказалась буквенная мозаика, спасибо сестре за неё.  Повторяем буквы, составляем из них паровозики - слова. В принципе, то же можно делать и из кубиков, но здесь букв больше. Тем более,  у нас 2 набора. В один я выбрала все цыфры, а другой - для букв.

Кроме того, распечатала буквы на принтере, лежат теперь в самошитых кармашках. Тёме понравилось оклеивать буквы скотчем, клеим и занимаемся.
Из этих букв составили слова "комод" и приклеили его на комод двусторонним скотчем. И на другую мебель тоже. Из оставшихся букв просто что-то пишем.  Примерно так. Предлагаю написать слово папа. Какая первыя буква? Папа - п. Вот п. А вторая?  пАпа - а и т.д. Голосом стараюсь выделить нужный звук. Сначала отвечала себе сама, теперь Тёма часто сам слышит звук и называет нужную букву.

Вообще, ребёнку трудно бывает выделить один звук.  Трудно даже понять, с какой буквы слово начинается. Решали эту проблему с помощью игры буквы. В коробке карточки, нужно подобрать к картинке начальную букву. Соединяются половинки по типу паззлов, все замочки разные. Сначала я доставала по нескольку картинок и букв к ним. Под конец Тёма разбирал всё разом. Вообще, освоил игру быстро, и интерес к ней пропал.  Раньше надо было покупать. Теперь думаю, какую бы ещё игру с ней придумать?
Теперь Тёма на слух легко определяет, с какой буквы начинается слово. (сложные случаи типа очки, огурец - не в счёт).Но вот прочесть хотя бы слог самому у него не получалось очень долго. Читать слово целиком - сложно, а ничего не значащие слоги - не интересно. Это была проблема.
Я сделала и повесила рядом с горшком плакат с некоторыми слогами.  Тёму поначалу веселило искать, где написано, что он сделал ПИ или КА. А вот БИ - это машина так говорит.  Жаль, что так мало звукоподражательных слогов, они очень выручают. Стараюсь придумывать с ними разные игры. Из карточек - букв составляла МУ, ГА, КО, ПИ, АВ. Доставала резиновых животных и мы с Тёмой искали, кто как говорит.  Или Тёма кричал АУ, а его услышал ГА - надо прочитать слог и понять, кто же это - гусь!
В конце концов Тёма научился читать открытые слоги. Правда, простые. Сложнее читаются слоги с гласными Е Ю Я Ё. Тёма вместо МЯ читал МА, а потом МЙА. Ну и с шипящими тяжело, сын их не выговаривает.
Поскольку бессмысленные слоги Тёма по-прежнему читать отказывается, пытаемся читать сразу слова.  Я рисую девочку.
--Она к Тёме пришла. А знаешь, как её зовут? - Пиша АНЯ.
--Это какая буква?
--А
--Это?
--Н
--Это?
--Я
--Н, Я - что получилось?
--НЯ.
--А-НЯ, что вышло? - Аня!
--Аня!Как в садике Аня!
Соединять слоги приходится мне, главное, что Тёма их читает. Так же писала названия животных, а Тёма искал нужную картинку.
Вариантов игр можно придумать много. Правда, занимаемся мы не регулярно, а как получится.
Да, чуть не забыла. Много возможностей для обучения чтению даёт компьютер. Открываешь ворд, делаешь крупный шрифт, заглавные буквы - и вперёд! Тёме нравится просто нажимать на буквы и набирать целые строки: ААААААААААААААААААААААААААААРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР
А можно писать письма, или просто разные слова.
А сколько разных игр, помогающих научиться читать! Правда, большинство из низ рассчитано на деток постарше. Мы иногда включаем игру "Как мышонок буквы учил" из серии видеоуроки. Изучаем алфавит. Не скажу, чтоб она мне очень нравилась, но польза есть.
И наконец, существует огромное количество презентаций. Правда, те, что мне попадались, рассчитаны в основном на чтение словами. Когда показывается сначала слово, потом картинка к нему. Тёме нравится. Много интересных презентаций есть здесь.

7 комментариев:

  1. Спасибо большое за рассказ)) Вы такие умнички с Темочкой))

    ОтветитьУдалить
  2. Вам спасибо! Приятно, когда хвалят, и когда пишут - тоже.
    У нас не всё гладко получается, но мы стараемся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а сколько сейчас Теме? Мы начали немного неправильно, а переучивать уже сложнее - называли буквы "Мишина", "папина" и тд..

      Удалить
  3. еще советую отключить проверку кодом - будут больше комментировать;)

    ОтветитьУдалить
  4. Я и не знала, что она у меня стоит. Буду искать, как её отключить.
    Тёме сейчас 2 года 7 месяцев. Мы начинали сразу называть звуки: М, П. А потом говорила, что М - мамина буква, а П - папина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой что то я давно к вам в гости не заходила)
      ооо так мы ровесники - Михе сегодня как раз 2,8.
      Вот я думаю, что так и неправильно, он теперь категорически отказывается называть букву "М", только моя или Мишина..

      Удалить
  5. Да, Миха чуть-чуть постарше. А про буквы. Переучивать, конечно, сложнее. Зато можно придумать что-то интересное. Как в шитье. Выкроила не так, придумывала, как бы исправить и ещё лучше вышло.

    ОтветитьУдалить