Об обучении чтению я задумалась, когда Тёма был ещё совсем маленьким. Ведь некоторые методики позволяют заниматься чуть ли не с рождения. Прочитала подробнее про чтение целыми словами и решила, что это не для нас. Мне кажется, этот метод хорошо подходит для европейских языков, где сложные правила чтения и мало словоформ. А в русском языке получится, что ребёнок прочтёт "мама", а вот "мамочка" - не сможет. К тому же мне лично сложно организовать систематические занятия, материал для них готовить долго, а покупать - дорого.
Карточки я всё же сделала. Правда, не со словами, а с буквами и слогами. Месяцев с 6 показывала их Тёме. Безо всякой системы, когда вспомню. Не могу сказать, был ли прок от этого, разве что впоследствии Тёма легко буквами заинтересовался. Карточки до сих пор иногда достаём.
Более серьёзно к изучению букв я подошла, когда Тёме исполнилось 1 год 1 месяц. Я купила деревянные кубики с буквами. Думала, будем строить и попутно буквы смотреть. К моему удивлению, Тёму заинтересовали сами буквы. Сын тыкал в них пальцем, просил назвать. Даже строить не сразу стал, первые дни просто смотрели. Особых игр с кубиками мы не придумывали.
Тогда же я купила первую нашу азбуку. Долго выбирала. Вариант, где на страничке нарисована буква и слово на неё, мне не очень понравился. Такое раньше надо было покупать, пока деть в книжках только картинки разглядывал. Купила азбуку Каргановой. Там к букве подобран стих, в котором часто встречается нужный звук.
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дед домой к себе идёт,
Деда дома внучка ждёт.
Понятно, к какой букве стих? Не все стихи показались мне удачными, но в целом книгой довольна. Мне кажется, она учит соотносить букву и звук. Потом появились и другие азбуки со стихами ( Маршак, Благинина, Заходер), но мы их читаем как художественную литературу, обучающий эффект оказывается второстепенным.
Где-то в это же время Тёма увлёкся рисованием карандашами. Точнее, рисовали мама/ бабушка, а Тёма сидел на коленях и смотрел. Иногда говорил, что рисовать ( как раз начал первые слова говорить). Продолжаться это занятие могла очень долго. И мы с мамой моей начали картинки подписывать. Это Тёма. Гусь, гогочет га-га, машина, дом и т.п. Писали крупно, печатными буквами. Иногда я так рисовала и подписывала целые сказки. Правда, рисую я не очень, а то бы чаще так играли. Иногда просто писала буквы. Сын внимательно смотрел.
Ещё мы буквы лепим. Позже скачала песни Железновых, но так и не стала использовать. Лепим под настроение, Тёма любит потом буквами играть, стучать "Т" как молотком, разрывать "О", чтоб вышла "С" и т.п.
Годам к полутора сын многие буквы уже знал. Тогда мы достали "серьёзный" букварь Е.Бахтиной. У каждой буквы в нём - свой образ. У буквы "Г" красные лапки, она похожа на гуся, "Е" спит, открыла глазки, превратилась в "Ё", у буквы - щёточки "Щ" есть щетинки... Цитирую из предисловия:" Характеристика и образ буквы соответствует самому знаку, а не словам, которые на эту букву начинаются. Для маленького ребёнка недостаточно сказать "А - автобус". У ребёнка ещё не сформировались ассоциации, которые есть у взрослых ... малыш запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком". По этой книге мы занимались с большим удовольствием.
В результате к 2-м годам Тёма уверенно знал почти все буквы. Но... настало лето, мы много гуляли, и наши занятия отложили. Да и интереса к ним уже не было.
Возобновили их осенью. Толчок придало приобретение нового пособия. В 2, 2 года Тёма увлёкся паззлами. Магнитная азбука - паззл из флексики пришлась как раз кстати. Слова из неё составлять почти невозможно, каждая буква в одном экземпляре. А вот засовывать в свои домики очень интересно. И мелкая моторика развивается. и буквы все вспомнили.
Итак, буквы освоены. Что дальше? А дальше самое сложное. Но об этом в другой раз.
Карточки я всё же сделала. Правда, не со словами, а с буквами и слогами. Месяцев с 6 показывала их Тёме. Безо всякой системы, когда вспомню. Не могу сказать, был ли прок от этого, разве что впоследствии Тёма легко буквами заинтересовался. Карточки до сих пор иногда достаём.
Более серьёзно к изучению букв я подошла, когда Тёме исполнилось 1 год 1 месяц. Я купила деревянные кубики с буквами. Думала, будем строить и попутно буквы смотреть. К моему удивлению, Тёму заинтересовали сами буквы. Сын тыкал в них пальцем, просил назвать. Даже строить не сразу стал, первые дни просто смотрели. Особых игр с кубиками мы не придумывали.
Тогда же я купила первую нашу азбуку. Долго выбирала. Вариант, где на страничке нарисована буква и слово на неё, мне не очень понравился. Такое раньше надо было покупать, пока деть в книжках только картинки разглядывал. Купила азбуку Каргановой. Там к букве подобран стих, в котором часто встречается нужный звук.
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дед домой к себе идёт,
Деда дома внучка ждёт.
Понятно, к какой букве стих? Не все стихи показались мне удачными, но в целом книгой довольна. Мне кажется, она учит соотносить букву и звук. Потом появились и другие азбуки со стихами ( Маршак, Благинина, Заходер), но мы их читаем как художественную литературу, обучающий эффект оказывается второстепенным.
Где-то в это же время Тёма увлёкся рисованием карандашами. Точнее, рисовали мама/ бабушка, а Тёма сидел на коленях и смотрел. Иногда говорил, что рисовать ( как раз начал первые слова говорить). Продолжаться это занятие могла очень долго. И мы с мамой моей начали картинки подписывать. Это Тёма. Гусь, гогочет га-га, машина, дом и т.п. Писали крупно, печатными буквами. Иногда я так рисовала и подписывала целые сказки. Правда, рисую я не очень, а то бы чаще так играли. Иногда просто писала буквы. Сын внимательно смотрел.
Ещё мы буквы лепим. Позже скачала песни Железновых, но так и не стала использовать. Лепим под настроение, Тёма любит потом буквами играть, стучать "Т" как молотком, разрывать "О", чтоб вышла "С" и т.п.
Годам к полутора сын многие буквы уже знал. Тогда мы достали "серьёзный" букварь Е.Бахтиной. У каждой буквы в нём - свой образ. У буквы "Г" красные лапки, она похожа на гуся, "Е" спит, открыла глазки, превратилась в "Ё", у буквы - щёточки "Щ" есть щетинки... Цитирую из предисловия:" Характеристика и образ буквы соответствует самому знаку, а не словам, которые на эту букву начинаются. Для маленького ребёнка недостаточно сказать "А - автобус". У ребёнка ещё не сформировались ассоциации, которые есть у взрослых ... малыш запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком". По этой книге мы занимались с большим удовольствием.
В результате к 2-м годам Тёма уверенно знал почти все буквы. Но... настало лето, мы много гуляли, и наши занятия отложили. Да и интереса к ним уже не было.
Возобновили их осенью. Толчок придало приобретение нового пособия. В 2, 2 года Тёма увлёкся паззлами. Магнитная азбука - паззл из флексики пришлась как раз кстати. Слова из неё составлять почти невозможно, каждая буква в одном экземпляре. А вот засовывать в свои домики очень интересно. И мелкая моторика развивается. и буквы все вспомнили.
Итак, буквы освоены. Что дальше? А дальше самое сложное. Но об этом в другой раз.
О как! А мы еще буквы не учим. Сеня иногда только сам подходит к настенной азбуке. Тогда говорю, называю... Но это редко. А нам уже 2 года есть. Видимо, пора)
ОтветитьУдалитьЕсли интересно хотя бы Вам - значит, пора. Время заинтересовывать сынулю.
ОтветитьУдалитьбуквы легче всего учить по азбуке с дырками Светланы Минковой, очень прикольная и полезная книжка, вот здесь немного о ней http://azbuku.ru
ОтветитьУдалить