четверг, 15 ноября 2012 г.

Размышления о раннем развитии

Мария Костюченко, блог "Учимся, играя", проводит интересный конкурс "Растим гения". Спонсоры конкурса он-лайн Школа «Учимся играя», журнал «Счастливая мама» издательского дома Толока. Хороший повод поразмышлять о раннем развитии.

Что только не пишут о раннем развитии, и о его пользе, и о вреде. Я выросла на книгах о развитии детей, оно казалось мне само собой разумеющимся.  И каков же был мой шок, когда я столкнулась с людьми, не считающими нужным заниматься с ребёнком! Я ни разу не видела детей, искалеченных знаниями(хотя читала о таких), а вот деток, с которыми не занимаются в принципе, встречаю каждый день. И видеть бессмысленный взгляд трёхлетки просто жутко… И вот что интересно, многие чуткие мамы, выступающие против раннего развития, на самом деле этим самым развитием и занимаются со своими детьми, просто по-другому его называют. А ведь если подумать, развитие не бывает ранним, оно может быть только своевременным, или его нет вообще.  Ребёнок просто не воспримет то, к чему он не готов.
Девичья фамилия моя - Никитина, и, как говорит моя мама, фамилия обязывает.  Книгами Никитиных я зачитывалась с раннего возраста, но никак не могла понять, то значит «система Никитиных». Какая система? Люди просто живут со своими детьми так, как умеют, играют, размышляют. Теперь-то я и сама могу порассуждать о «системе Никитиных»: и о закаливании, и о логических играх, но много лет назад я уловила самую суть никитинства: просто жить с детьми, стараясь вырастить их людьми достойными, подготовленными к жизни. А уж путь к этому у каждого свой.

В своё время меня поразила фраза из «Алых парусов» А.Грина: «Дети теперь не играют в игрушки, они учатся. Они всё учатся и учатся, и никогда не начинают жить». И я старалась никогда не прятать жизнь от ребёнка, не ограничивать его искусственным миром игрушек. Только не поймите неправильно, игрушек у нас полно всяких разных. Но сын всегда мог пользоваться многими настоящими вещами. Не всем это нравится в моём окружении: как это, ребёнок может взять кастрюлю из шкафа, у него своя игрушечная есть. И уж тем более нельзя давать ему пылесосить, он же может пылесос испортить, да и тяжело ему. Но я уверена, что участие в настоящей взрослой жизни - важная часть развития ребёнка. В рамках разумного, конечно. Кому понравится, если ребёнок в порыве познания мира будет каждый день вытрясать всю крупу из банок на пол? А вот отсыпать ему маленько – почему бы и нет?
 Я занимаюсь с сыном с самого его рождения, но, увы, крайне бессистемно. Восхищаюсь людьми, которые могут продумывать план занятий и воплощать его в жизнь.  Я так не умею. Да и не особо стремлюсь: сумела понять, что это не моё. Большинство наших занятий проходят спонтанно, без подготовки. Это, конечно, не самым лучшим образом сказывается на их качестве. Но я считаю, что не надо делать фетиша из того, что сейчас официально называется «непосредственно-образовательная деятельность». Мы просто живём так, как нам интересно.
Большое внимание я уделяю творчеству. Мы рисуем, лепим, клеим, мастерим всевозможные поделки. Я писала о наших первых шагах в рисовании, лепке, показывала некоторые Тёмины работы. На Пасху в этом году мы наделали так много украшений, эмоций у ребёнка было столько, что он по сю пору предлагает ещё к Пасхе готовиться и яйца украшать. Уговорила готовиться к Новому году, делаем теперь флажки на гирлянду, заодно осваиваем фигурные ножницы. Самым важным для меня было научить ребёнка творить: создавать новое. Теперь я расплачиваюсь за свои старания: выбросить что-то в доме проблематично, Тёма сразу говорит, что ему это пригодится, и заныкивает весь мусор в свои хомячьи запасы. Теперь и из садика домой тащит все обрезки, чтоб дома из них сделать подарок маме/папе/бабушке. Часть я выкидываю тайком, а что-то действительно идёт в дело.
Большое внимание я уделяю развитию логического мышления ребёнка.  Играем с ним различными сортёрами, паззлами, никитинскими играми(Сложи узор, Сложи квадрат). Часть игр я придумываю сама. О результатах здесь говорить трудно. То есть игры сын осваивает, и приятно видеть, как он справляется с заданиями, которые раньше ему были не по силам. Но  я рассчитываю, что эти занятия пригодятся ему в повседневной жизни, ведь смысл не в умении складывать квадрат, а в умении думать и принимать решение.
Большое значение я уделяю развитию мелкой моторики.  В принципе, её развивают и рисование с лепкой, и складывание паззлов, но не только это. Тёме всегда были доступны мелкие предметы. Многие считали, что это слишком опасно, но я решила, что от всего ребёнка не застрахуешь, и пускай он лучше познаёт мир у меня на глазах. Наверное, благодаря этому Тёма абсолютно спокойно относился к мелким предметам, ведь они не были запретными. Ни разу сын ничего не проглотил и не засунул в нос. И где-то с полутора лет он мог играть мозаикой один, ему и в голову не приходило сунуть детальку в рот: что он, маленький, что ли? Помимо мозаики, кубиков, конструкторов были игры с горохом, косточками, крупами, такие полезные для маленьких пальчиков.
Пока сын был маленький, мы довольно часто играли в пальчиковые игры, теперь же в этом деле я рассчитываю на садик, уж чем-чем, а пальчиковыми играми там занимаются каждый день. А дома я теперь стараюсь уделять внимание графическим навыкам. Обвести по контуру фигуру или провести дорожку поначалу было ох как не просто! Да и сейчас не всегда получается, но с каким усердием сын обводит даже цифры!
Специальных занятий по математике у нас долгое время не было. Мы просто считали всё, что можно. Так сын легко научился считать до 10. Но куда важнее, я считаю, усвоить понятие количества. Оно очень легко постигается в быту, когда ребёнку даётся 3 конфетки, а с горки мы скатимся 5 раз и идём домой.  Хотя есть у нас и специальные игры, вроде «Зайкиного огорода» или счётных стаканчиков. Совсем недавно мы занялись цифрами. До этого я не обращала на них внимания, и до сих пор Тёма частенько называет эти значки буквами. Зато стал обращать внимание на номера страниц в книгах. И называет в основном правильно.
Буквы мы начали учить намного раньше, как мы это делали, я писала тут. Сейчас в 3года 4 месяца сын знает буквы, читает открытые слоги, но слово целиком прочесть пока не может. Да я и не тороплю его: куда нам спешить? В своё время зачитает.
Конечно же, я стараюсь показать ребёнку мир, в котором мы живём.  Домашние животные в деревне всегда под боком, стараемся бывать в зоопарке, чтоб увидеть и диких.  Читаем много книг про зверей и не только.  Обращаю внимание сына на всё, что есть вокруг: растения, птицы, насекомые. Начали делать гербарий, пока, правда, только листья деревьев. Даже привезли с моря листья платана и акации. Мы мало путешествуем, но всюду стараюсь брать с собой сына, и к морю, и в горы. Ведь одно дело читать о чём-то, а другое – увидеть самому.
Помаленьку я даю сыну знания по географии, истории. И не боюсь того, что ему нечего будет делать в школе. Именно этим меня начинают пугать.  Если попадётся хороший учитель, он всегда найдёт, чем увлечь ребёнка, ведь узнать всё невозможно. А уж если на учителя не повезёт, то, может, полученная в детстве  любовь к знаниям победит отвращение к учёбе? Да и учимся-то мы не для школы. А как печально видеть взрослых людей, ничего не знающих об истории своей страны, но постоянно ею, страной, недовольных. Надеюсь, мой сын не окажется в их числе.

7 комментариев:

  1. Оля! Может быть не к месту, но я был свидетелем того, как начала читать Настя! Читала-читала слоги, белиберда какая-то! И вдруг чуть ниже , под картинкой с гусями, читает: Гуси, гуси, га-га-га. Она сначала прочитала тем же голосом, каким и просто столбики со слогами читала. Потом вдруг резко остановилась. Подумала. Сделала удивлённую моську и с дрожью в голосе спросила: "А где же дальше?" Помолчала и радостно, громко начала снова и снова повторять: "Гуси-гуси, га-га-га"... и далее всю считалку! Когда Юля приехала, первым делом Настя бросилась за Букварём, чтобы показать, как она САМА прочитала и, главное, поняла, что к чему!

    ОтветитьУдалить
  2. Олья, замечательная статья! все правильно, каждое слово! Я тоже сталкивалась с тем, что мамы очень яро выступают против раннего развития, но как оказывалось, они просто вкладывали в эти слова другой смысл. Но были и такие, которые вообще ничего с ребенком не делали, считая , что эо задача садика, школы и т.д. Я однозначно за развитие, как его не называй!
    Спасибо за участие в конкурсе!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень хорошая, правильная статья. Я согласна на все 100%! С детьми надо заниматься, надо жить с ними, учить не только считать-писать, но и любить природу, уметь принимать решения, быть патриотами своей страны. И не перекладывать не на кого свою ответственность за развитие своего ребенка.

    ОтветитьУдалить
  4. Снова я, всё про то же. Не переживай. когда говорят, что, мол, Тёма из молодых, да ранних, что ему будет трудно в школе и т.п. Ты же знаешь, что и Таня с детьми занималась с дорождения,и сейчас куда только Денис с Катей не ходят, в каких кружках не занимаются, о чём только с мамой не беседуют. И к школе Денис уже определился, что ему интересно. ПК, конструирование, музыка, рисование... А для этого он должен был со всем этим познакомиться поближе. Нужно дать ребёнку возможность "пощупать" тему руками. Для этого и нужны мамины занятия с детьми. Как этим летом: отполировать своим пузом все пушки на Историческом бульваре. Тогда для Тёмы тема обороны Севастополя будет в школе понятной и вопросов не вызовет. Будет возможность потратить время на дополнительное чтение худ. и док. литературы, жаль, у нас никто не жил в Крыму, чтобы можно было ещё и рассказы послушать, пусть не о прошлой войне, а просто о родном городе, где прожил всю жизнь и знаешь каждую щербинку на мостовой. Вспомни Крапивина...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какие мудрые слова!! А за Крым не беспокойтесь - мы с Таней вам все расскажем;)))

      Удалить
  5. Оля, как мы с тобой похожи)) И хотя я Никитиных ни строчки не читала (кроме тебя с мамой), мне тоже такой подход ближе всего. Темачка - умничка, и ты тоже. И как мне Таня заметила в комментариях - системные занятия еще нас ждут впереди;))) и мы на правильном пути!!

    ОтветитьУдалить
  6. О Никитиных чаще всего судят по книгам Бориса Петровича(?)Именно он придумывал знаменитые игры. Он технарь, любитель разложить всё по полочка, подвести научную базу. Но ведь кроме отца есть и мать. У Лены Сергеевны изданы свои книги, в которых она делится наблюдениями за детьми,размышлениями о воспитании. Без этого развитие, действительно, получается однобоким. Есть книги, написанные обоими супругами. Там они порой спорят между собой. Так, Б.П. считает, что развитый ум сам по себе гарантия нравственности, а Л.С.пишет, что именно воспитанию личности нужно уделять основное внимание.

    ОтветитьУдалить