суббота, 4 июля 2015 г.

Трейси Хогг и Дебора Соломон. Книги про воспитание малышей.

Я с очередным обзором книг издательства МИФ. На этот раз книги для взрослых про детей.

 Этот обзор дался мне тяжелей всего, просто показывать книги смысла нет, их надо читать. Я поймала себя на том, что готовлюсь писать курсовик, как в студенческие годы. Что-то на тему:"Взгляд на воспитание детей в работах Трейси Хогг и Деборы Соломон". Вовремя себя остановила, а то бы год писала. Так что просто напишу об основных моментах в книгах.



 Сначала самое простое - внешний вид.

1. Дебора Соломон. Малышу виднее. М. 2015.
Толстенькая книга небольшого формата. В твердом переплете, очень лёгкая. Не знаю, что за бумага, может, тот самый пухлый офсет, про который пишут в последнее время? Во всяком случае, она шершавая и очень легкая. Идеально для чтения. Есть ляссе.
Дальше буду называть книга №1










2. Трейси Хогг, Мелинда Блау. Секреты высыпающейся мамы. М., 2015.
Формат больше, интегральная обложка. Обычный гладенький офсет, белоснежный.  Вышла тяжелее книги 1, хоть и мягкая обложка. И мелкий шрифт. Поначалу было неудобно читать, потом привыкла.

















По содержанию в обеих книгах есть общие мотивы. Западные реалии. Меня шокировало, что детей предлагают укладывать спать в 7 вечера. Хотя для запада, как я поняла. это норма.  Подразумевается, что дети постоянно в памперсах. В 1 книге о приучении к горшку совсем немного. Предлагают следить за ребенком, когда тот будет готов, годам к 2-м в среднем. Во второй книге предлагают начинать приучать с 9 месяцев, сделав посещение туалета частью режима ребёнка.
Вообще режим - основной момент в обеих книгах. У нас столько говорилось о  свободном воспитании, что теперь идет закономерный откат к режиму. В первой книге не предлагается готового режима. Следует наблюдать за ребёнком и выстраивать подходящий ему распорядок, чтоб малыш ел, когда голоден, спал, как только появятся первые признаки сонливости. Главное - предсказуемость, чтоб малыш точно знал, что сейчас с ним будет.
Во второй книге автор призывает к соблюдению более строгого режима. Хотя отклонения в 15-20 минут допускаются. Главное - порядок событий: кормление, активность, сон. И совершенно не объясняется, почему именно так. Мне вот после еды активничать не особо хочется... Ещё Трейси Хогг предлагает довольно жесткий переход к режиму, если у ребенка его не было с рождения. Малыша предлагается будить, если он не вовремя спит, попытаться уложить ещё, если рано проснулся. И постепенно, минут на 15 в день менять режим, приближая его к необходимому. И через несколько очень трудных дней все наладится.

В первой книге переход на новые методы предлагают, напротив, очень мягкий. Начать стоит с того, чтоб снизить темп жизни и начать постоянно разговаривать с ребенком. Разговаривать не для развития речи, а для предсказуемости событий. Говоришь:"Сейчас я возьму тебя на ручки", делаешь паузу и только тогда берешь ребёнка.  И так во всем.

Важный момент - грудное вскармливание. О кормлении по требованию и речи не идет. Молоко - еда, и только. Не делается разницы между естественным и искусственным вскармливанием. В первой книге кормление из бутылочки упоминается даже чаще. Во второй автор пишет, что  она за кормление грудью, но части женщин оно не подходит из за их темперамента - "для них это стресс и настоящий кошмар". Для меня это тоже было бы стрессом, если бы я кормила так. как предлагается в книге. По часам, с увеличением интервала между кормлениями, с постепенным прекращением ночных кормлений, с контролированием времени сосания. Было такое в нашей стране, теперь возвращается снова. Честно, когда я читала эту главу, мне хотелось бросить книжку, настолько все это неестественно.

Читать стало проще, когда речь зашла о прикорме. Все же кормление приходится искусственно организовывать.  В 1 книге уделяют внимание обстоятельствам кормления. Как кормить, в каких условиях. Ребенок сам определяет, сколько он будет есть. Как только малыш даст понять, что он наелся - кормление надо прекратить. И без всяких "ложечку за маму"!
Во второй книге вопросы прикорма разбираются куда подробнее. В каком возрасте в какое время и сколько в граммах. Затрагивают вопросы поведения за столом. На мой взгляд, даны весьма здравые рекомендации на этот счет.
В целом, как мне показалось, кормление ребенка по Трейси Хогг подходит искусственникам и людям, которым комфортно все тщательно планировать. "План. Вот в чем суть сознательного воспитания".

Сон ребенка. Самая больная для меня тема. В обеих книгах говорится о том, что детей надо учить самостоятельно засыпать с младенчества. При этом не надо давать ребенку плакать одному.  Приходилось мне сталкиваться с высказываниями мам, что они приучали детей спать по методу Трейси Хогг. Правда, выходили при этом из комнаты, оставляя ребенка выплакаться. Так вот, автор категорически против такого. Пока ребенок не научится засыпать сам, матери следует быть рядом с ним. Не укачивать его, не давать грудь, а учить засыпать самому. Взять на руки, успокоить, тут же положить в кровать засыпать самому. Да, малыш будет плакать, ведь это не привычно для него. Но он не будет чувствовать себя брошенным.
В первой книге много говорится о ритуалах отхода ко сну, о том, как не мешать ребенку засыпать. Но " в конечном счете только сам ребенок может понять, как ему заснуть". Родителям надо делать меньше и не пытаться усыплять ребенка.  Главное - не допускать перевозбуждения и укладываться в кровать при первых признаках усталости.
Я не раз замечала, что если сын рано ляжет спать, он проспит дольше, а улегшись позже обычного, встает раньше. В обеих книгах говорится об этом, правда, так и не объясняя, чем это вызвано.  Решила опробовать на дочери, в целом удачно.  Тася засыпает теперь раньше, просыпается утром так же. Днем стараюсь теперь уложить, как только вижу, что дочь захотевает спать. Раньше грешила тем, что оттягивала сон, чтоб устала как следует. Оба автора предостерегают от такой ошибки, признаю, что они правы. Днем дочь спит теперь лучше.

Последний момент, на котором я остановлюсь - активность ребенка.
Об этом много говорится в первой книге. Родителям предлагают наблюдать, как малыш играет сам, включаться в игру, если ребенок попросит. Не надо развлекать ребенка, учить его играть. Пусть малыш сам делает свои открытия, надо лишь создать ему подходящую обстановку. Основной принцип: активный ребёнок, пассивные игрушки.
Я привыкла совсем к другому. Показать, как строить башенку, сравнить колечки для пирамиды... Я не готова от этого отказаться. Но стараюсь теперь  не лезть к дочери, если та чем-то увлечена.  "У малышей нет в голове конкретной цели, когда они вертят в руках игрушку. На самом деле цель необходима только с точки зрения взрослого, поэтому позвольте ребенку свободно экспериментировать и открывать для себя мир".
Во второй книге об активности говорится мало, упоминается только об опасности перевозбуждения. И так же подчеркивается, что ребенку надо давать играть самому.

В целом, книги оставили неоднозначное впечатление. Что-то понравилось что-то нет. Некоторые моменты я попробую реализовать. Я довольна, что прочитала эти книги, они заставляют думать, это много стоит.


Напоследок цитата, из первой книги, которая показалась мне важной. Правда, применять совет я стараюсь по отношению к шестилетнему сыну.
"Использую слова, которые отмечают усилия детей, мы даем им понять, что получение навыков - продолжительный процесс:"Ты очень стараешься, чтобы открыть молнию на своей куртке"... Когда же мы восклицаем что-нибудь вроде "Отличная работа!", мы говорим о конечном результате, а не об усилии, которое понадобилось, чтобы добиться этого результата... Но что случится с этим малышом, если он столкнется со сложной задачей? Он может опустить руки, сказав:" Я не могу!"Он уже начал относиться к своим уму и способностям как к чему-то неизменному, ... так что он или может сделать что-то с легкостью, или не может вовсе."

5 комментариев:

  1. да, западные реалии трудно соотнести с нашей жизнью и нашими привычками. Почему-то сразу вспомнились странички из "Джен Эйр" о школе, когда спать надо было строго на спине, с вытянутыми поверх одеяла руками. А вот последний абзац - здесь стоит подумать , он ко всем моим внукам относится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что-то мы делаем не то... Очень ко всем относится.

      Удалить
  2. Очень интересный отзыв. Я уже прочла их несколько на обе книги, и скажу честно, то, что книги неоднозначны - факт. Однако все мы разные. мы собираем знания и выстраиваем свою теорию. Уже интересно самой почитать))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я так же. Надо читать, чтоб составить свое мнение. В книгах есть любопытные моменты, заставляющие задуматься. Я была очень негативно настроена к книге Трейси Хогг,, теперь хоть знаю, что именно она писала, а что надумали другие.

      Удалить
  3. Отзыв почитала, с книгами не знакома, но постараюсь почитать.... последний абзац поста понравился... спасибо! это ведь важно и верно!

    ОтветитьУдалить